Достижения ученых ФНЦТИО им. Шумакова названы в числе прорывов медицинской науки в программе Воскресное Время на 1 канале
Источник: Первый канал
Олимпийские игры из Бразилии сразу несколько стран требуют перенести куда угодно - из-за вируса Зика осторожные пытаются обойти Южную Америку стороной. Что делать - неизвестно, ведь спортсмены и зрители - правда, под угрозой, лекарства от которой пока нет.
Еще одна плохая новость уже из Америки Северной. На неделе объявлено о появлении на континенте некоей новой бактерии, устойчивой ко всем известным, даже самым новым, антибиотикам. Пока называют ее "пенсильванская кишечная палочка", и она делает организм невосприимчивым к лекарствам.
И такие сообщения, конечно, вызывают панику - что делать. Все, что отвечают медики, - мы на пороге, вместе с плохими новостями приходят хорошие. Практически побеждена болезнь Паркинсона, Альцгеймер, найдены прорывные средства от рака.
Те, кто не сталкивался лично, вряд ли поймут, как больно, когда мама не узнает. Диагноз "болезнь Альцгеймера" Татьяне Георгиевне поставили шесть лет назад. Первые признаки она заметила сама - всю жизнь была связана с медициной. Теперь, конечно, она не помнит ни лабораторию, в которой работала, ни тех, кто был рядом много лет. В памяти лишь иногда вдруг всплывают обрывки фраз.
Болезнь забирала память постепенно. Сначала пришлось писать на стенах телефоны и инструкции - казалось даже забавно и вроде помогало, но не долго.
«И когда я увидела, что она поставила электрический чайник на плиту, тут уже стало совсем не до шуток, и мы уже поняли, что она уже не может самостоятельно», — рассказывает Елена Романова.
Елена говорит, что самое тяжелое - смириться с несправедливостью этой болезни. Но есть и другой страх - многие врачи говорят о наследственности, но тоже на уровне теорий - точных тестов не существует.
«50 на 50 - заболею я или нет. Даже, может быть, больше. И естественно, ты начинаешь над этим думать, а как дальше», - говорит она.
Израильского профессора Бильху Фишер мысль об этой болезни не оставляла ни на минуту. Сначала болела ее бабушка, потом мама. И она решила во что бы то ни стало найти лекарство. До условной таблетки еще далеко, но первый этап исследований показал - с этим недугом можно эффективно бороться.
«Мы взяли молекулу, существующую в нашем собственном теле, и химически модифицировали ее, чтобы она стала действующим веществом для борьбы с болезнью Альцгеймера. Мы сейчас продолжаем доклинические испытания, лекарства для людей еще нет. Еще много работы, но результаты отличные, и наш препарат позволяет нормализовать поведение у животных. Нам осталось провести несколько стадий исследования, а потом перейти к испытанию на людях», — сообщила профессор химического факультета университета Бар-Илан Бильха Фишер.
Казалось, будет путь долгий, но еще недавно так говорили и о борьбе с гепатитом С. Диагноз звучал, как приговор, но с появлением новых противовирусных препаратов все изменилось.
«После первой недели приема, когда сдала анализы, вирус в крови уже не обнаруживается», - говорит Анна Комиссарова.
Гепатитом С Анна заразилась в больнице, во время операции еще в 89-м. И много лет ничего не знала - не зря этот вирус называют "ласковым убийцей". Два года назад ученые нашли возможность справиться и с ним. Разработанный комплекс из нескольких препаратов стал настоящим прорывом.
«Они, если так можно выразиться, нарушают нормальную работу механизмов воспроизведения вируса. Не просто пытаются его уничтожить, они работают по-другому. Они работают исподволь, можно выразиться, исподтишка. Они не дают вирусу возможность размножаться», - рассказывает медицинский директор клиники Дмитрий Сулима.
Препарат разработали в Соединенных Штатах. Здесь, как и во многих других странах, ученые пытаются найти лекарство и от еще одной болезни 20-го, да и 21-го века – ВИЧ-инфекции. В лаборатории в Лос-Анджелесе пока осторожно, но говорят, что приблизились к цели.
«Мы выяснили, что способны управлять телом человека, в частности его клетками. Я имею в виду иммунные клетки. И мы хотим сделать так, чтобы они выталкивали ВИЧ из организма, боролись с ним. Здоровые иммунные клетки в организме способны очистить тело от вируса. Пока мы не проводили экспериментов над человеком, однако теоретически это возможно», — сообщил доцент медицины Калифорнийского государственного исследовательского университета Скотт Китчен.
В случае с меланомой похожий метод сработал. В соседней лаборатории создали лекарство, способное победить эту разновидность рака кожи.
"Иммунная система пытается атаковать рак, а он защищает себя, он создает некий щит. И нам удалось его найти. А наш препарат блокирует этот щит и позволяет иммунной системе бороться с болезнью», - сообщил профессор медицины Калифорнийского государственного исследовательского университета Антонио Рибас.
Чем агрессивнее рак, тем быстрее он распространяется в организме. В медицине это называется метастазирование. Именно с этой страшной особенностью болезни решили попытаться справиться в Латвии. Слово «прорыв» ученые не любят, но как иначе назвать результаты исследований препарата на основе селена?
«Вещество останавливает метастазирование аденокарциномы и меланомы. Это два абсолютно разных типа рака. При этом вещество действует на оба, что дает надежду получить универсальное вещество для лечения более широкого спектра онкологических заболеваний», - сказал руководитель научной группы по синтезу фармакомодуляторов Института органического синтеза (Латвия) Павел Арсенян.
До аптечных полок еще далеко. Но борьба с метастазами без побочных эффектов - уже не фантастика. Как и способность ученых выращивать пока не органы целиком, но уже клетки и даже ткань, например, печени.
С виду крыса как крыса, но на самом деле она абсолютно уникальна. Именно ей имплантировали искусственно выращенные элементы печеночной ткани. И результат - циррозом печени эта крыса больше не больна. Диагноз - абсолютно здорова. Ткань вырастили в лаборатории московского центра трансплантологии. Пока в достаточном количестве для лечения печени грызунов, но и в случае с человеком принцип тот же.
«Мы четко показали, что у нас идет восстановление печеночной ткани при имплантации такой системы в печень», - сообщил заведующий отделом биомедицинских технологий и тканевой инженерии Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. В.И Шумакова Виктор Севастьянов.
Возможности начать клинические испытания ждут и ученые, и пациенты, ведь для многих из них технология может стать единственным шансом.
«Это позволит той категории пациентов, которые находятся в листе ожидания на трансплантацию печени, дождаться донорского органа», — сказал заведующий отделом экспериментальной трансплантологии и искусственных органов Федерального Научного центра трансплантологии и искусственных органов им. В.И Шумакова Мурат Шагидулин.
Здесь сразу видно, кому уже сделали операцию, а кто ждет - по цвету кожи. Этот желтый печеночный оттенок ни с чем не перепутать. И пока клеточная технология малышам недоступна, единственный выход - часть печени, например, мамы. Еще недавно это подразумевало полостную операцию. Теперь, чтобы забрать часть органа, достаточно нескольких проколов. И это, говорят врачи ,- настоящий прорыв.
«Это, так сказать, небо и земля в состоянии оперированного человека. Настолько облегчается послеоперационный период, что человек просто на следующий день забывает, что его оперировали. Это позволяет быстро встать, быстро подойти к ребенку, взять на руки», — рассказывает академик РАН, директор Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им академика В.И. Шумакова Сергей Готье.
Еще одним прорывом в хирургии многие считают создание нового, так называемого полнопроточного сердечного клапана. Ноу-хау российских ученых уже спасло не один десяток жизней.
«Он показывает такие же характеристики — у нас есть наблюдения, почти 50 операций сделал, — как нативный клапан человеческого сердца», - рассказывает директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Лео Бокерия.
То есть, как настоящий. Еще недавно - сюжет фантастического фильма. Как и механические конечности, управляемые силой мысли. Теперь и это существует. А еще искусственная кожа, печать костей на принтере, вакцина от вируса Эбола или даже нанороботы, которые в обозримом будущем будут лечить пациентов изнутри - и это, говорят специалисты, только начало. Особенно, если оглянуться назад.
«Только в 30-х годах был создан пенициллин, чуть больше ста лет был открыт рентген. И если проследить ту эволюцию, которую прошла медицина за сто лет, можно предположить, что прорыв может быть фантастический», — сказал хирург, кандидат медицинских наук Андрей Сычев.
Вопрос в финансировании - реализация фантастических идей стоит дорого. И еще этический - в случае со спорами о возможности изменения структуры ДНК. Некоторые эксперты и сейчас уверены - человек способен прожить 150 лет, когда научится лечить все существующие болезни. И это в среднем, а долгожители будущего, вполне возможно, станут ровесниками сразу двух веков.
Другие новости:
- Московский Зоопарк проведет благотворительную акцию «Зверята для ребят»
- В филиале НМИЦ ТИО им. В.И. Шумакова в г. Волжский началось оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
- Еженедельная статистика трансплантаций