Искусственное сердце – настоящая жизнь

30 Октября 2019

Источник: Городская газета

Архангельские врачи приняли участие в конгрессе «Трансплантация и донорство органов», посвященном 50-летию Центра трансплантологии имени В. И. Шумакова.

У трансплантологов есть традиция, которая красноречивее всяких слов и убедительнее любых цифр свидетельствует о важности развития этого направления медицины.

В Национальном медицинском исследовательском центре трансплантологии и искусственных органов имени В. И. Шумакова в рамках научно-практических мероприятий принято вручать почетный знак «Дарящему часть себя». Им награждают людей, ставших родственными донорами почки или части печени.

Не обошелся без этой трогательной эмоциональной доминанты и состоявшийся в начале октября всероссийский конгресс c международным участием «Трансплантация и донорство органов». На сцену вышли более двадцати доноров вместе со спасенными с их помощью близкими – в основном детьми.

Играющий тренер ставит рекорды

Конгресс был приурочен к 50-летию НМИЦ имени В. И. Шумакова. Об истории этого уникального учреждения, благодаря которому в 2017 году пересадку почки стали делать и в Архангельске, наша газета подробно рассказывала в феврале.

Неслучайно мероприятие началось с открытия памятника Борису Петровскому – выдающемуся хирургу, министру здравоохранения СССР с 1965-го по 1980 год. Он был в числе тех, кто стоял у истоков трансплантологии, и являлся основателем этого учреждения.

– Борис Васильевич Петровский до работы в министерстве успел фактически создать современную российскую хирургию и подойти к развитию трансплантологии. Воспитал плеяду блестящих хирургов, его ученики совершили ряд экспериментальных операций, что в 1965 году позволило провести в нашей стране первую пересадку почки человеку и подготовить базу для трансплантации сердца, – отметила министр здравоохранения России Вероника Скворцова.

Она вместе с директором НМИЦ имени В. И. Шумакова, главным трансплантологом Минздрава РФ Сергеем Готье открыла памятник.

В своем выступлении на конгрессе Вероника Скворцова назвала трансплантологию особым направлением медицины, ведь она связана с самыми тонкими этическими нормами жизни и с сакральными вопросами о том, что есть человек, каким образом соприкасается душа с телом. И тем важнее, что после долгой вынужденной стагнации наша страна за последние годы прошла серьезный путь к доступности этого вида помощи.

– За последние годы число трансплантаций в России увеличилось в 3,3 раза, а число людей, живущих с пересаженными органами, – в четыре с лишним раза. Сейчас это 16,5 тысячи человек, – сказала Вероника Скворцова. – Когда мы начинали, количество трансплантаций на миллион населения у нас было всего 3,5, тогда как в странах Европы – от 40 до 80. Это существенный рост, но он ниже реальных потребностей населения. И нам над этим надо работать.

Главным автором успеха является Центр имени Шумакова, ставший средоточием технологий, которые транслируются в другие учреждения страны. Число регионов, где начали выполнять трансплантацию, растет – сейчас пересадкой органов занимаются в 61 центре в 32 субъектах РФ (в том числе в Архангельской области).

При этом НМИЦ не только идеолог и методолог развития трансплантологии в России, но и играющий тренер. В его стенах выполняют примерно четверть всех трансплантаций в России.

Сердечное лидерство

Начиная свой рассказ о сегодняшнем дне центра и приоритетах в работе, Сергей Готье напомнил историю первой пациентки, которой его предшественник на посту директора – академик Валерий Шумаков успешно провел трансплантацию сердца. Она прожила несколько лет.

– С тех пор мы сделали огромный рывок, применив различные организационные и технологические новации при использовании сердечных трансплантатов. С 2013 года наш центр находится в тройке мировых лидеров, а с 2016-го занимает уверенное первое место по числу трансплантаций сердца, выполняемых в одном учреждении, мы делаем их порядка двухсот в год. И наши результаты по выживаемости пациентов, согласно данным Международной ассоциации трансплантации сердца и легких, на уровне мировых, – подчеркнул Сергей Владимирович. – Тоже самое можно сказать о детской трансплантации печени. По частоте вмешательств и по их результатам мы занимаем первое место среди центров Европы и США и полностью обеспечиваем потребность нашей страны в этом виде помощи. Хотелось бы также отметить, что наши технологии настолько совершенны и современны, что позволяют выполнять уникальные операции по пересадке сразу нескольких органов, в том числе детям.

Коснулся Сергей Готье и научного аспекта существования центра – здесь ведется большое количество новаторских исследований, а также работы по созданию ткане-инженерных конструкций.

– На протяжении многих лет традиционным направлением деятельности института трансплантологии было создание различных устройств для вспомогательного кровообращения, вплоть до искусственного сердца. И в 1980-х годах в результате работы советско-американской комиссии по созданию искусственного сердца появилась его модель, которая, по сути, стала мостом к трансплантации донорского сердца, – рассказал Сергей Готье. – Мы эту традицию продолжаем, и нами был разработан первый искусственный левый желудочек сердца, который хорошо себя зарекомендовал. Сейчас мы закончили разработку детского варианта, который меньше размером и может применяться для операций у пациентов весом до 30 килограммов.

Регистр доноров и право на отказ

Для развития трансплантологии новации требуются не только в медицине, но и в правовом поле. Помочь вывести это важное направление на более высокий уровень призван законопроект «О донорстве органов человека и их трансплантации». Он позволит обеспечить абсолютную прозрачность системы.

– Законопроект согласован всеми органами исполнительной власти и прошел обсуждение на различных политических и общественных площадках, а также в Русской Православной Церкви и был поддержан Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Пока дискуссии продолжаются с учетом тонких этических моментов, которые заложены в нем. В этом законе есть два положения, которые необходимы для дальнейшего развития трансплантологии. Это создание единого федерального регистра доноров, донорских органов и реципиентов, нуждающихся в пересадке, и организация специальной координирующей службы, независимой от трансплантологов и реаниматологов, – пояснила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

Донорство органов с этической и законодательной точек зрения обсуждали и на конгрессе – был организован круглый стол на эту тему. В России действует распространенная во многих странах презумпция согласия, суть которой в том, что если умерший человек при жизни не зарегистрировал свой отказ от донорства и не поступило возражений от его родственников, – органы могут быть использованы для спасения других людей. При этом важно повысить доверие общества к системе оказания медпомощи, чтобы не передавались из уст в уста сказки про черных трансплантологов и продажу органов в Интернете. И здесь любопытен белорусский опыт, который представил главный трансплантолог этой страны, директор Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии Олег Руммо.

– Появление в 2012 году в Беларуси регистра отказов от донорства подстегнуло развитие трансплантологии, люди поняли, что нет никакого обмана, – рассказал Олег Руммо. – В целом за последние 14 лет уровень органного донорства в нашей стране вырос с ежегодного показателя 0,4 донора на миллион населения в 2005 году до 25,1 на миллион граждан в данный момент. У нас ведутся централизованные листы ожидания пациентов и открыты региональные центры трансплантации.

Ресурсов столицы на всех не хватит

– Раньше я считал, что, когда в регионах сделали одну-две пересадки и гордятся, это неправильно. Полагал, что в этом нет необходимости, что достаточно трех-четырех центров, которые будут решать все задачи этого профиля в стране. Но ваша упорная и методичная работа показала, что я был не прав, – такая реплика прозвучала на конгрессе из уст генерального директора НМИЦ кардиологии Сергея Бойцова, пришедшего поздравить центр имени Шумакова с юбилеем.

Даже если коллеги по цеху не всегда осознают и признают значимость развития трансплантологии на местах, то что говорить о тех, кто не имеет непосредственного отношения к медицине, но принимает решения. И в некоторых регионах это действительно проблема – есть потребности, возможности, желающие этим заниматься, но не хватает «политической воли».

Об этом шла речь на круглом столе, посвященном организационной деятельности НМИЦ и развитию новых программ донорства органов и трансплантации в регионах.

– К сожалению, до сегодняшнего времени развитие трансплантологии в России неравномерное. Одни регионы демонстрируют взлет, другие – стагнацию, третьи – спад. Надо мотивировать субъекты РФ, показывать, что, даже имея ряд других важных задач в здравоохранении, важно заниматься именно трансплантологией. Она станет точкой роста, она потянет за собой и другие направления. Плюс потребность людей в этом виде помощи растет, а ресурсы Москвы небезграничны, – отметил Сергей Хомяков, заместитель директора НМИЦ имени В. И. Шумакова.

Опытом внедрения трансплантационных программ в своих учреждениях поделились главный врач Боткинской больницы Алексей Шабунин (стартовали в 2017 году, за это время выполнено 66 пересадок почки и 27 – печени) и заведующий отделением урологии и трансплантологии Рязанской областной больницы Дмитрий Карпов (в их активе сейчас 10 трансплантаций почки и две – печени). Первое мед-учреждение расположено в столице, второе совсем недалеко от Москвы – тем не менее потребность в этом есть. Вот наглядная иллюстрация к утверждению Сергея Хомякова о том, что возможностей федеральных головных учреждений на всех пациентов не хватит.

На круглом столе был также представлен опыт развития трансплантационных программ в Иркутской и Тюменской областях, Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.

Представитель Иркутска рассказал о реалиях, в которых приходится работать: большие расстояния, низкая плотность населения, высокий процент сельских жителей. Сильно напоминает наш архангельский край, поэтому этот доклад особенно любопытен. Первая трансплантация почки от родственного донора там состоялась в 2003 году, а от донора со смертью мозга – в 2008-м.

– Предпосылками к организации трансплантационной программы стал рост числа пациентов с терминальными поражениями почек, печени, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Увеличение количества пациентов, получающих заместительную почечную терапию, происходило на фоне острой нехватки диализных мест. С 2003 по 2018 год выполнено 176 операций, из них 25,7 процента – от родственных доноров. На сегодня в листе ожидания находится 47 кандидатов. За время работы мы убедились на собственном опыте, что трансплантация – это оптимальный и экономически выгодный метод лечения пациентов, – рассказал заместитель главного врача по хирургической помощи Иркутской областной клинической больницы Павел Сандаков.

Наш город на конгрессе представляли врачи Первой городской больницы, задействованные в организации либо в непосредственном оказании трансплантологической помощи: Виктор Поздеев, Валерий Колыгин, Константин Зеленин, Валерий Гореньков и Екатерина Горбатова. Для них это возможность пообщаться с коллегами и получить новые знания, которые помогут в работе. На сегодня в Архангельске выполнено 11 операций по пересадке почки.

– Нефрологическая служба у нас в области работает на достойном уровне. Создано 11 диализных центров, а также сеть из семи амбулаторных нефрологических кабинетов и школа для пациентов с заболеваниями почек. На базе Первой горбольницы открыт нефрологический центр и отделение нефрологии, где внедрен такой метод диагностики, как пункционная биопсия почки. Мы стремимся расширять доступность диализной помощи, но прекрасно понимаем необходимость увеличения числа операций по трансплантации почки. Это экономически выгоднее и дает пациенту возможность жить полноценной жизнью, – рассказал заведующий нефрологическим центром Первой городской больницы Константин Зеленин.

Кстати, в планах архангельских докторов и приступить к трансплантации печени. Материально-техническая база создана, интерес у специалистов есть, поддержка со стороны руководства больницы и системы здравоохранения тоже – значит, все должно получиться.

Вообще, успех региональных трансплантационных программ складывается из четырех факторов.

– Прежде всего, это понимание руководством региона важности развития трансплантации как маркера состояния здравоохранения на территории. Второй фактор – стремление и интерес врачей заниматься этой работой, осваивать новые методики. Третий фактор, без которого развитие трансплантации невозможно, – это финансирование. Ну и четвертый фактор – менталитет населения и медицинских работников смежных специальностей. Этот аспект нужно рассматривать больше с точки зрения милосердия, гуманизма, – отметил Сергей Готье.

Наталья СЕНЧУКОВА, фото автора

Другие новости:

Поделиться новостью