Трансплантолог Готье: опыт лечения пациентов с донорскими органами и COVID-19 пока благоприятный

11 Мая 2020

Источник: Будущее России

Нужно ли пациентам с пересаженными органами менять терапию и хватает ли донорских органов для пересадки в условиях пандемии

Более 16 тыс. человек в России живут с пересаженными органами. Все эти люди находятся в группе риска по заболеванию новой коронавирусной инфекцией, в том числе и потому, что терапия, которая защищает "новые" органы от отторжения, подавляет иммунитет.

Как работают иммуносупрессивные лекарства, нужно ли пациентам с пересаженными органами менять терапию и хватает ли донорских органов для пересадки в условиях, когда все силы системы здравоохранения направлены на борьбу с коронавирусом, порталу "Будущее России. Национальные проекты" рассказал главный внештатный трансплантолог Минздрава России Сергей Готье.

Иммунитет в борьбе с донорскими органами

"В стране проживает около 16 тыс. людей — носителей донорских органов. Это включая детей, потому что дети — особый контингент, который требует крайне пристального внимания родителей. И тут именно родители должны очень точно соблюдать все правила профилактики инфекционных заболеваний", — поясняет Готье.

Речь идет о тех самых простых правилах, которые сейчас выполняет весь мир, чтобы справиться с пандемией: мыть руки, носить маски, ограничить социальные контакты. "Конечно, это распространяется на всех пациентов с пересаженными органами, взрослых и детей, именно от этого зависит и дальнейший благополучный прогноз", — говорит трансплантолог.

Многие пациенты с пересаженными органами часто могут оказаться безоружными перед бактериальными и вирусными инфекциями, потому что их собственный иммунитет, как говорят врачи, "скомпрометирован". Когда человеку пересаживают донорский орган — почку, печень, сердце, легкие, организм воспринимает его как чужеродный, который нужно уничтожить. Чтобы этого не произошло, пациенту назначают пожизненную терапию, которая будет подавлять действия его собственного иммунитета.

Обычно врачи стараются подобрать такую схему лечения, которая воздействовала бы на определенные звенья иммунитета. Это позволяет защитить пациента от отторжения органа и сохранить другой, "полезный" для него иммунитет, например против инфекционных заболеваний.

"Для того чтобы добиться такого равновесия у пациента, когда и риск инфекционных осложнений, и риск реакции отторжения минимизируется, нужно, конечно, обладать определенным опытом ведения этих пациентов", — добавляет эксперт Минздрава России. Учреждения, где ведется серьезная работа по организации донорства и трансплантации органов, есть не только в Москве, но и во всех регионах.

"На фоне развернувшейся пандемии медики получают первый опыт лечения коронавирусных пневмоний у реципиентов органов. Число этих наблюдений в мире еще невелико. По Москве мы знаем на сегодняшний день не более десятка наблюдений. Удачно, что все эти пациенты, кстати, не только москвичи, концентрируются в 52-й больнице и находятся под непосредственным наблюдением главного нефролога Москвы Олега Котенко. Опыт лечения пациентов — носителей донорских органов — пока благоприятный: никто не погиб и не утратил функцию донорской почки", — пояснил Готье.

Сохранить органы для другой жизни

Дефицит донорских органов есть всегда, во всех странах, которые ведут работу по трансплантации. И речь тут идет не о фактическом отсутствии донорских органов, а о том, что работа в этом направлении не всегда организована правильно. "Они есть, но этот ресурс не используется так, как мог бы", — говорит трансплантолог.

Пришить донорский орган — самое простое в трансплантологии, убежден врач. Самое сложное — изменить сознание людей, развеять их страхи перед посмертным донорством. Немаловажным является обучение врачей тому, что называется органосберегающей деятельностью, когда человека спасти уже нельзя. И, конечно, важно, чтобы это направление врачебной деятельности финансировалось отдельно.

В целом в последние несколько лет эта работа в России ведется и приносит позитивные результаты, продолжает Готье. До коронавируса ежегодно наращивали объемы трансплантаций, добавляя каждый год почти 400 пересаженных сердец и более 1000 пересаженных почек, хотя это все равно не покрывает полностью всю потребность — сохраняется лист ожидания. "Мы проработали первый квартал года с обычным темпом. Я имею в виду и в Москве, и в стране", — говорит главный трансплантолог РФ.

При этом самое большое число заболевших новой коронавирусной инфекцией проживает в Москве, и вся городская система здравоохранения сейчас находится под большим давлением. Для борьбы с коронавирусом уже задействованы и силы федеральных учреждений, в том числе многих НМИЦ, находящихся в столице. НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. В. И. Шумакова пока не входит в их число и работает в более или менее штатном режиме. Готье отмечает, что сложности могут прийти как раз со стороны организации процесса донорства и трансплантации.

"У нас уже чувствуется некоторое замедление процесса, так как часть больниц полностью перепрофилирована для лечения COVID-19 и не может участвовать в заготовке донорских органов", — сказал Готье.

В Европе высокая заболеваемость коронавирусной инфекцией серьезно нарушила работу здравоохранения на всех уровнях. Многим врачам пришлось переквалифицироваться в инфекционистов, а клиники перепрофилировать.

"Коллеги говорят, что они не прекращают трансплантации, естественно, пациентам, которые не демонстрируют коронавирусную инфекцию. Но, к сожалению, в связи с тем, что клиники сейчас переполнены больными с этим заболеванием, у них просто не хватает реальных возможностей выполнения трансплантации из-за отсутствия коечного фонда, финансовой поддержки и прочего", — объясняет Готье.

В условиях инфекционной эпидемии в России изменился порядок оказания плановой медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. Если состояние здоровья пациента позволяет, то плановую операцию могут отложить. При этом эксперты отмечают, что по экстренным показаниям оказывают любую помощь, в том числе и высокотехнологичную. Также без изменений медицинскую помощь получают пациенты на заместительной почечной терапии, которым необходим регулярный диализ.

Эффективная работа службы трансплантации и донорства органов, как отмечает эксперт, напрямую зависит от слаженности работы разных уровней здравоохранения. Когда в мире пандемия, главная задача — справиться с инфекционной угрозой и сберечь как можно больше жизней. В таких условиях, чем скорее будет взята под контроль вирусная угроза, тем скорее восстановят работу все службы здравоохранения.

В России ситуация с заболеваемостью коронавирусной инфекцией не является критической. Полтора месяца самоизоляции во всей стране дали возможность сдержать резкий, экспонентный рост новых случаев, а также помогли выиграть время на переформатирование всей системы здравоохранения, создание резервных коек и закупку оборудования. Однако пока рано говорить о каких-либо прогнозах, а те эксперты, что все же не боятся высказывать осторожные предположения, считают, что прирост числа новых случаев заболевания может существенно сократиться только к концу весны.

Другие новости:

Поделиться новостью